Урок внеклассного чтения в 4 классе
А. Волков «Изумрудный город»
Колосова Марина Васильевна
Подготовка к уроку: дети читают сказку-повесть А.М. Волкова «Волшебник Изумрудного города»Цель урока: Создание условий для понимания нравственного смысла произведения А. М. Волкова «Волшебник Изумрудного города» в ходе анализа произведения, закрепить и расширить знания о произведении.
ЗАДАЧИ:
Познавательный аспект: формировать общеучебное умение осознанно читать литературное произведения; формировать представление об особенностях жанра сказка-повесть; формировать умение понимать авторский замысел, раскрывать и формулировать тему и главную мысль произведения, давать характеристики героям произведения; формировать навык чтения по ролям, умение анализировать произведение, давать характеристику героям;
Развивающий аспект: развивать внимание и оперативную память, связную устную речь; развивать умение анализировать произведение в жанре сказка-повесть, способность размышлять и делать умозаключения; развивать читательскую самостоятельность собеседников.
Воспитательный аспект: способствовать формированию чувства товарищества, душевных качеств: доброты, взаимовыручки; воспитание внимательного отношения к мнению другого человека, отличающегося особенностями характера, радости сопереживания успехам.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Книга А. М. Волкова «Волшебник Изумрудного города» (у каждого ученика)
Интерактивная доска; слайдовая презентация; рисунки сказочных героев (Элли, Тотошка, Лев, Дровосек, Страшила ); аудиозаписи «Песенка друзей» из мультфильма «Волшебник Изумрудного города», «Настоящий друг»; раздаточный материал (кластеры, кроссворды).
Ход урока:
Этап урока | Деятельность Учителя |
Деятельность учащихся | Примеч. |
Вводно-мотивацион-ный этап | Весёлый прозвенел звонок Мы начинаем наш урок На уроке литературного чтения мы с вами совершим путешествие в Изумрудный город. Но приятно, когда с тобой в пути человек весёлый и доброжелательный. Предлагаю начать урок с игры «Привет, сосед» |
||
Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и с улыбкой произнесите слова Привет, сосед, Улыбнись мне в ответ, Я хочу, чтобы ты не грустил, Всем улыбки сегодня дарил! Мне приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать, готовы рассуждать и участвовать в учебном процессе. |
Учащиеся, держась за руки, повторяют слова | ||
Речевая разминка | Но чтобы начать наш учебный процесс, нам нужно провести речевую разминку, разогреть наш речевой аппарат. Работа со скороговоркой: Бамбара, чуфара, скорики, морики, турабо, фурабо, лорики, ёрики, пикапу, трикапу, ботало, мотало. |
Учащиеся повторяют скороговорку сначала про себя, шёпотом, с изменением динамики и скорости прочтения. | |
Постановка учебных задач | Звучит музыка: «Песенка друзей». -Какие торжественные аккорды! Так начинается песенка друзей из мультипликационного фильма «Волшебник Изумрудного города». -Ребята, а к какому жанру относится это произведение? (Рассказ, повесть, сказка, стихотворение.) Почему? -Какого вида эта сказочная повесть? (волшебная) Докажите. -Это сказка авторская или русская народная (авторская) -Кто её автор?(Волков) -Встречались ли мы на наших уроках с этим автором? Давайте узнаем о немного нем. (доска. Портрет, Биография) Мы с вами продолжаем работать с произведением А.Волкова. Как нам известно, любое произведение содержит основную мысль, идею и вдумчивый читатель стремится понять, что хочет сказать автор читателям своим произведением, чему он хочет их научить. Автор «Волшебника Изумрудного города» использовал жанр сказки, а мы помним «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». |
СКАЗОЧНАЯ ПОВЕСТЬ Троекратность, волшебные предметы и волшебное место |
Прослушивание фрагмента аудиозаписи (доска. Портрет, Биография) 1 |
Повторение | В путешествие мы отправляемся не одни, а с главными героями сказки. Давайте их вспомним. |
Доска. Загадки 2 | |
Загадки (на случай технических проблем) | А теперь выясним, кто же ещё пойдём с нами в Изумрудный город: - Он на палочке висит Из соломы состоит Кто же это, отгадайте, Руки быстро поднимайте - Раньше жил в лесу дремучем Ноги скрючив, руки скрючив Весь от ржавчины больной Отгадайте, кто такой? - Как осенний лист дрожит Очень жизнью дорожит Будет скоро он герой Догадайтесь, кто такой? |
Учащиеся дают ответы на загадки | |
Найди соответствие | (Доска) Герой - его желание. |
Учащиеся выходят к доске, устанавливают соответствие, поясняют свой выбор | Доска 4 |
Деление на группы | Сейчас мы с вами поделимся на микрогруппы. (по 4 чел) Внимательно послушайте, какую работу вам предстоит выполнить. |
||
Составление кластера Защита |
В центре поместите изображение одного героя. Выбираем. Составляем кластер. Вокруг него по кругу разместите все, что вы о нем знаете. Внешность, предметы, желания, способности и т.д. Как только закончите работу, выберите спикера своей команды и расскажете всем. |
Работа в микрогруппах. Представители команд составляют рассказ по итогам работы | |
Устный пересказ по иллюстрации | Давайте вспомним некоторые фрагменты этой удивительной истории и вкратце перескажем их. | На проекторе иллюстрации к сказке, дети пересказывают | слайды |
Найди соответствие | Волшебницы и их волшебные предметы. С пояснениями. | Учащиеся выходят к доске, устанавливают соответствие, поясняют свой выбор | Доска 5,3 |
Анализ восприятия |
- Лёгким ли оказался путь до Изумрудного города? - Докажите словами текста. - Смогли ли наши герои встретиться с Великим и могучим Гудвином ? - Каким вы представляете себе Великого волшебника? Составьте словесный портрет Гудвина - Мы с вами уже не раз говорили, что в каждом человеке есть и положительные и отрицательные черты характера. Возможно, и волшебники не исключение. Ребята 1,2 и 3 группы пытаются показать Гудвина с отрицательной стороны и приводят тому доказательства. Ребята 4,5,6 группы – с положительной стороны и также приводят слова-подтверждения из текста. - Как Элли объяснила причину, по которой Гудвин должен был исполнить желания героев? - Согласны ли вы с мнением девочки? Бывали ли в вашей жизни примеры, когда сильные помогали более слабым? Назовите их. - Каково последнее слово Великого Гудвина (ты вернёшься в Канзас, когда освободишь Мигунов, жителей Фиолетовой страны от злой волшебницы Бастинды) - Как он это объяснил (всякая награда должна быть заслуженной) |
Фронтальные ответы на вопросы учителя основываются на собственном мнение или на выборочном чтении. Работа в группах с использованием приёма развития критического мышления «Уголки» Фронтальные ответы на вопросы учителя основываются на собственном мнение или на выборочном чтении. |
|
Чтение по ролям. Проверка ДЗ. Оценка |
Дома вы готовились читать по ролям. Чтение по ролям – задача трудная и ответственная: нужно уметь читать эмоционально, следить внимательно, вовремя вступать в процесс чтения. |
Распределение ролей, чтение по ролям, коллективная оценка чтения. | |
Обобщение Решение кроссворда |
- Что помогло нашим героям справиться со всеми трудностями, ответ получим, решив кроссворд. - Мудрый волшебник - Друг Элли, набитый соломой и желавший получить мозги - Лев считал, что он -Металл, из которого сделан дровосек - Злая волшебница Фиолетовой страны, боявшаяся воды - Родина Элли |
Учащиеся заполняют кроссворд, заготовленный для каждого ученика | |
Самопроверка | Проверьте результат своей работы с образцом. Назовите слово, которое вы получили. Из всех испытаний герои вышли победителями? Какие ещё нравственные качества им в этом помогли? |
Учащиеся сравнивают решение кроссворда с образцом на слайде Дружба, поддержка, взаимовыручка. |
|
«Подумай и ответь»… Выяснение идеи |
1. Герои сказки стремились к Великому Гудвину, чтобы он исполнил их желания. Однако он оказался обычным человеком, цирковым артистом. Почему же они остались удовлетворены этим посещением? Что открыл он им? 2. Штат, в котором жила Элли. (Канзас) Канзас был пыльной и сухой степью, но какими словами Элли объяснила любовь к этому месту? - Почему Элли всё время хотела попасть домой, ведь её в Волшебной стране хорошо принимали и даже хотели, чтобы она была правительницей? (Ответы детей). Патриот – человек, любящий Родину. Патриотизм – Чувство любви к Родине. Элли любила свою Родину и хотела вернуться. Почему Элли, которая так рвалась домой, горько зарыдала когда эта возможность ей открылась? 3. Ребята, скажите, пожалуйста, какова основная мысль сказки? 4. С кем из героев книги вы бы хотели подружиться? Автор использовал жанр сказки. Мы помним мудрое изречение А.С.Пушкина: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Какой урок мы должны извлечь, познакомившись с этим произведением? Из всех испытаний наши герои вышли победителями. Что же им помогло? А помогло им: ДРУЖБА, ВЗАИМОВЫРУЧКА. ПОДДЕРЖКА. Значит, эта сказка учит нас этому. Будем стараться поддерживать друг друга, выручать в трудную минуту и будем учиться дружить! |
Он подарил им веру в себя. Элли объяснила свою любовь очень просто, она сказала: "Дома всегда лучше!" Потому что она нашла настоящих друзей Волшебной силой победы овладевает умный и смелый, верный в дружбе человек. Без доброго товарищества не могут быть побеждены силы зла. Фронтальные ответы учащихся, основанные на собственном мнение |
|
Рефлексия Составление синквейна |
А сейчас в парах составьте синквейн к одному из героев нашей сказочной повести. Давайте вспомним, что такое синквейн и правила написания синквейна. | Учащиеся составляют синквейны, зачитывают свои работы. | На экране правила написания синквейна |
*** | - Сегодня на уроке я ещё раз убедилась, что … - Докажите это примером нашего урока |
Учащиеся пишут небольшое эссе. | |
Итог урока | Вот и закончилось наше удивительное путешествие в Волшебной стране, о котором поведал нам замечательный детский писатель Александр Мелентьевич Волков. Наших героев она привела к исполнению желаний, а вас к победе. Счастлив тот, кто побывал в замечательных сказках А.М. Волкова, которые вошли в сокровищницу детской литературы. | ||
Оценки | Кого из ребят тебе бы хотелось отметить сегодня на уроке? Кто тебе помог? | Анализ результатов своего труда и чужого | |
Запасный момент | 1. Кто из героев сказки не мог жить без масла? (Дровосек) Почему Дровосек не мог жить без масла? 2. Кто оказался Великим Обманщиком? (Гудвин) В каком образе Гудвин явился перед Элли, Страшилой, Дровосеком и Львом? 3.Предмет, с которым не расставалась Бастинда. (Зонтик) Почему Бастинда всегда ходила с зонтиком? (Бастинде была предсказана смерть от воды) 4. Чего не делала Бастинда пятьсот лет? (Бастинда пятьсот лет не умывалась.) Как цифра сорок связана с Бастиндой? Кого еще посылала Бастинда для уничтожения Элли и ее друзей? 5. Стихийное бедствие, в которое попали друзья. (Наводнение) Кто пострадал больше всех во время наводнения? (Больше всех пострадали Железный Дровосек и Страшила, но Элли, Лев и Тотошка спасли их.) 6.Волшебница Желтой страны. (Виллина) Какая волшебная вещь была у Виллины? 6.Что получила Элли в подарок от Мигунов? (Браслет) Что подарили Мигуны друзьям Элли? (Железному Дровосеку Мигуны подарили золотую масленку, отделанную драгоценными камнями; Страшиле – трость с набалдашником из слоновой кости и серебряные бубенчики на шляпу; Льву и Тотошке – золотые ошейники.) 8.Что носили все жители Изумрудного города? Почему? Очки с зелеными стеклами, чтобы все сверкало зеленым светом |
Дровосек был сделан из железа и мог заржаветь от воды. Поэтому он всегда носил с собой масленку. Когда Элли вошла в тронный зал, она увидела Живую Голову, Страшила – Морскую Деву, Железный Дровосек – страшного зверя, а Лев – Огненный Шар У Виллины была волшебная книга, которая могла быть большой и тяжелой, когда ее читали, а потом становилась величиной с наперсток У нее было сорок свирепых волков и сорок хищных ворон с железными клювами. Бастинда посылала Мигунов, черных пчел и Летучих Обезьян. |
Приём развития критического мышления «Уголки»
Используется для составления характеристики одного из героев произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая группа – об отрицательных качествах, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Затем делается совместный вывод. Такой приём
учит детей диалогу, культуре общения.
Кроссворд